Детское горе

Как дети переживают утрату?

Утрата — это смерть близкого человека. Дети иначе переживают смерть близкого человека и они переживают ее по-разному в зависимости от своего возраста. Отношение к смерти у детей несколько иное, чем у взрослых людей. По мере взросления у детей происходит изменение понимания смерти и, наверное, только в подростковом возрасте ребенок осознает смерть в той же мере, что и взрослый человек.

Что происходит с маленьким ребенком дошкольного возраста? Он еще не до конца понимает, что такое «навсегда», и поэтому не может относиться к смерти, как к окончательному событию, как к прекращению жизни. Смерть он воспринимает как разлуку с близким человеком и часто говорит о ней, как об отъезде, как о том, что кто-то из близких уехал. Дети, которые выросли в деревне, где их родители вели подсобное хозяйство, больше знакомы со смертью. Они встречаются со смертью раньше, когда их родители убивают животных для прокорма или умирает какое-то домашнее животное. Городские дети, в отличие от детей деревенских, мало видят смерть, плохо с ней знакомы.

В младшем школьном возрасте дети начинают «олицетворять» смерть, т. е. она для них приобретает какое-то лицо. Например дети могут говорить: «Смерть — это скелет, очень сильный, она может перевернуть корабль. Смерть скрывается в укромном месте». Смерть начинает вызывать страх и олицетворение смерти — это защитная реакция, которая помогает справляться с этим страхом. Она дает ощущение, что со смертью можно хоть как-то справиться.

Как реагирует ребенок младшего школьного возраста на утрату, на горе? Как показывает практика, бОльшая часть детей обращается с переживанием утраты и страхом смерти довольно типично — они их отрицают. Однако, даже если мы не видим явных признаков горевания, это не означает, что ребенок не испытывает горя. Часто вместо горевания у ребенка появляется чрезмерная активность, которая позволяет заполнить чувство пустоты, связанное с ушедшим человеком. Появляется внутреннее напряжение и растерянность.

В подростковом возрасте происходит изменение понимания смерти и подросток уже может постичь утрату, как некое необратимое событие. Однако зачастую подростки пытаются отрицать сам факт смерти, делая его специфическим образом. Подростковый возраст -это такое время, которое сопряжено с риском для жизни. Подростки как будто бы играют со смертью. Они пытаются преодолеть рисковую ситуацию и тем самым доказать, что они бессмертны. Это поведение часто связано с остатками детской веры в бессмертие.

В старшем подростковом и юношеском возрасте дети фактически признают необратимость смерти. Уже известно, что любая потеря переживается человеком как реакция острого горя и эта реакция имеет последовательные стадии — шок, отрицание, злость на ушедшего, переживание чувства вины, принятие, печаль, грусть, адаптация. Когда мы касаемся тяжелых чувств, злости, обиды, вины за то, что мы что-то не так сделали и из-за нас человек ушел, нам очень тяжело. Для подростков переживание отрицательных чувств к ушедшему представляется неправильным и невозможным. Если он начинает злиться на ушедшего за то, что его бросили или переживать вину, и подростку при этом никто не помогает, подросток начинает сам себя разрушать. Наказывать себя из-за собственной вины.

С наименьшими психологическими проблемами сталкиваются те дети, в семьях которых взрослые относятся к событию утраты должным образом, т. е. горюют: говорят о смерти, как о трагическом событии, организуют совместные прощания, ритуалы. Самое главное — это организация совместного переживания утраты.

Характерная реакция детей и подростков, которые потеряли близких — это неспособность поддерживать процесс горевания. И, фактически, дети в этом не повинны. Поддержание процесса горевания должны брать на себя взрослые, проводя детей по этому пути. Если взрослые не справляются со своей ролью, возможно осложнение процесса горевания, застревание на каких-то его стадиях. Массивное использование отрицания горя приводит к использованию замещающих объектов (это может быть кто-то из родственников или учителей и соседей) и одновременному явному нарастанию искажения характера ребенка. В самом плохом случае у детей появляются депрессивные расстройства, напряжение, самобичевание, обострение соматических заболеваний, суицидальные намерения (смерть - для того, чтобы соединиться с родственником, или чтобы наказать себя из чувства вины).

 

Задачи, которые решает человек в процессе горевания вместе со своей семьей:

1. Признание потери, осознание того, что человек ушел из жизни и больше никогда не будет с нами.

Отрицание факта потери бывает разным — например, нежелание прощаться с вещами, менять что-то в комнате умершего в течение нескольких лет (создание «музея», обращение к гадалкам, попытка говорить с душой умершего, слова о том, что он не умер, его душа здесь, находится в этом доме. Обратная реакция — говорить о том, что умерший был не настолько близким человеком для нас, с чего нам за ним тогда и горевать.

Факт смерти должен быть известен всем членам семьи и семья должна признать, что уклад жизни, который был раньше, больше невозможно поддерживать. Вся семья, по возможности, должна принимать участие в ритуалах прощания — погребении, поминках. Например, существует ритуал отдавать вещи умершего на сороковой день после смерти. Семья решает, какие ритуалы ей подходят, какие она будет соблюдать, разрабатывает собственные ритуалы. Детей нужно заранее готовить к похоронам, к ритуалам, в которых они будут принимать участие, рассказывать, что означают эти ритуалы, что означает смерть.

2. Ощутить и пережить боль потери.

Для этого тоже существуют определенные ритуалы. Например, в некоторых культурах существуют плакальщицы и их причитания, монотонное пение, запускает процесс горевания. Человек, попадая в такую среду, начинает переживать боль и тоже плачет.

Горевание не заканчивается погребением, оно имеет цикличность. Хорошо, если дальше в семье происходят такие процессы, как совместное рассматривание фотографий, воспоминания об умершем, событиях, когда были с ним вместе. Иногда просят семью сделать прощальный альбом. На поминках происходит совместное с детьми просматривание прощального альбома, обсуждение событий, связанных с ушедшим родственником, посещение кладбища, поездки в те места, где семья бывала с ним вместе. Переживание горя происходит циклически и всплесками, боль то возвращается, то утихает.

3. Перераспределение ролей и функций ушедшего внутри семьи.

Обязанности распределяются между членами семьи. Это происходит в совместном обсуждении. Например, если умер отец, который обеспечивал всю семью, члены семьи обсуждают, что такое работа отца для всех членов семьи, что для них значат деньги, как переживаются изменения, связанные с утратой, как будут перераспределены обязанности, кто какие функции берет на себя. Члены семьи обсуждают, как они будут вспоминать ушедшего, как они дальше будут жить.

4. Дальнейшая подготовка связана с тем, чтобы семья была готова двигаться по жизненному циклу дальше.

Горе переживается, остается память об умершем, какие-то заряженные места в памяти об этом человеке, и дальше может появиться кто-то новый. Например, новый избранник родителя. И это тоже требует подготовки и разговора с детьми. Что необходимо сделать для детей:

а) создание атмосферы присутствия и понимания. Потому что все эти переживания, разделенные с другими людьми, становятся не такими страшными. И тогда ребенок может с ними справиться.

б) держание за руку, телесный контакт. Иногда не нужно ничего говорить, просто быть рядом, обнимать ребенка.

в) сообщение о событии в школе, педагог должен быть в курсе. Подростку также можно сообщить телефон психологической помощи и сообщить, что есть такие люди, к которым он может обратиться за помощью, если он что-то не может или не готов обсуждать с родителями.

Если переживание утраты тяжело дается семье. У ребенка появляется нестандартное поведение, соматические симптомы, своевременное обращение к семейному психологу помогает всем членам семьи пережить острое горе и пройти через все этапы горевания и сохранить свою жизнеспособность и возможность жить дальше.

 

* Материал взят из лекций Ольги Сильновой на курсе «Системное семейное консультирование», МИГТиК, 2019.

Записаться на бесплатную 30-минутную онлайн-консультацию психолога